- Толстой Ал. Конст.
-
ТОЛСТО́Й Ал. Конст. (1817—75) — писатель. Воспитывался в доме брата матери А. А. Перовского (А. Погорельский) и был одним из наиб. приближенных лиц цесаревича Александра. Поступил в Моск. архив Мин-ва иностр. дел (1834), выдержал экзамен начин в Моск. ун-те (1835) и назначен в рус. миссию при Герм. сейме во Франкфурте-на-Майне (1837). Служил во 2-м Отд. Собств. Е. И. В. канц. (с 1840), в 1843 — камер-юнкер, в 1851 — церемониймейстер Двора, в 1856 — флигель-адъютант, потом — егермейстер, в 1861 вышел в отставку. Пользуясь особым расположением наследника (а потом имп.) Александра II, хлопотал о возвращении из ссылки Т. Г. Шевченко (1860), вступился за И. С. Аксакова, к-рому было запрещено издавать газ. "День", за И. С. Тургенева в связи с арестом в 1852 и привлечением к дознанию по делу о "лондонских пропагандистах" (1864), за Н. Г. Чернышевского в связи с его осуждением. В то же время свою полит. позицию Т. определял как позицию независимого поэта, стоящего между враждебными станами и одинаково не приемлющего как ретроградов, так и радикалов ("Двух станов не боец, а только гость случайный...", 1858; "Против течения", 1867 и др.). Первое печатное произв. Т. — пов. "Упырь" (1841). В 1854 в "Современнике" начал печатать произв. Козьмы Пруткова, а также лирич. стихотворения. В 1857 ушел из "Современника" и в 1860—70-х гг. печатался гл. обр. в "Рус. вестнике" и "Вестнике Европы". Как лирич. поэт Т. принадлежит к поэтам "чистого иск-ва" (см. "Поэт", "Господь, меня готовя к бою...","Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель..." и др. стихотворения, а также драм. поэму "Дон Жуан", поэму "Иоанн Дамаскин" и др.). Мн. из его стихотворений приобрели широкую известность ("Я знаю край, где все обильем дышит...", "Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...", "Средь шумного бала.", "Колокольчики мои...", "То было раннею весной..." и др.; более 70 стихотворений Т. положено на музыку П. И. Чайковским, Н. А. Римским-Корсаковым, М. П. Мусоргским, А. Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым и др.). В "былинах" и "балладах", ром. "Князь Серебряный" (1863) и драм. трил. ("Смерть Иоанна Грозного, 1866; "Царь Федор Иоаннович", 1868; "Царь Борис", 1870) Т. исходил из стройной концепции истории России. Его идеал — Киев. Русь и древний Новгород; это время, в к-рое нормой была простота нравов, уважение к личному достоинству человека и его свободе, высокий уровень развития иск-в; губительными для рус. нац. развития были татарское иго и "московская государственность", к-рой наследует совр. самодержавие. Отсюда — критика совр. государственности в творчестве Т. ("История государства Российского от Гостомысла до Тимашева", "Сон Попова" и др.).
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.